Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A

Главное меню

Последние новости

Новости Министерства образования и науки

Главная

Логика решения проблемы исследования требует рассмотреть специфику и выявить основные тенденции развития системы образования Калининградской области. История ее создания и развития имеет свою специфику, которая связана с историческим прошлым края. Процесс развития образования позволяет условно выделить 2 основных этапа: советский (1945-1992 гг.) и постсоветский (1992-по настоящее время). Первый этап можно разделить на 3 периода, для каждого из которых характерны вполне определенные тенденции развития.

Рассмотрим первый период — с 1945 по 1950 г. Архивные документы (ГАКО, ф. Р-462) свидетельствуют, что в данный период были заложены основы системы народного образования в Калининградской области. Система народного образования начала формироваться «еще до организационного оформления области» (44, с. 13). 17 июля 1945 г. генерал-полковник К.Н. Галицкий подписал приказ «Об открытии школ для детей военнослужащих Кёнигсбергского гарнизона». 15 сентября 1945 г. была открыта первая в области школа с контингентом учащихся 126 человек (из них 30 сынов полка); руководить школой был откомандирован армейский офицер. В 1945-1946 гг. на территории области функционировало 20 школ: 5 средних, 4 семилетних, 11 начальных, обучалось в них 3968 детей. Школы обслуживали главным образом детей военнослужащих и частично детей рабочих целлюлозно-бумажной промышленности, а с 1946 г. — детей колхозников-переселенцев, а также рабочих и служащих других специальностей. Учителями были жёны офицеров, демобилизованные воины, специальные кадры, направленные министерством просвещения РСФСР.

Для физически ослабленных детей были созданы санаторно-лесная школа (на 100 человек) и 2 специальные школы: для глухонемых (на 100 человек) и умственно- отсталых (на 100 человек). Одновременно в 19 детских домах было размещено 5 тыс. немецких детей-сирот. Итак, в данный период были заложены основы системы народного образования в Калининградской области.

При областном гражданском управлении был создан отдел народного образования, начали формироваться руководящие органы. В декабре 1945 г. был укомплектован аппарат ОБЛОНО, весной 1946 г. были созданы руководящие органы; система рай(гор)оно в соответствии с административным делением.

Представляется необходимым отметить, что организация школ сопряжена была с огромными трудностями. Необходимо было восстанавливать школьные здания, создавать и оборудовать учебные кабинеты и библиотеки, решать проблемы с учебниками и школьно-письменными принадлежностями. Исследователи-краеведы отмечают, что «1946/47 г. был самым трудным в истории народного образования области... Весной и летом 1946 года шла подготовка к учебному году, которая превратилась в подлинно общенародное дело» (51, с.91).

Огромную помощь в открытии школ оказывали общественные организации, предприятия, воинские части, которые своими силами и средствами восстанавливали здания, изготавливали мебель, обеспечивали учебные заведения топливом. Школы области начинали работу при отсутствии программ и учебников по отдельным предмета. Так, например, по физическому воспитанию занятия проводились по комплексу БГТО, для подготовки к урокам учителя пользовались материалами газет и журналов, начальная школа работала без учебников по истории, не хватало учебников по естествознанию.

Обратимся к учебному процессу в период становления области. Работа в системе образования строилась в соответствии с последними решениями партии и правительства об усилении идеологической работы среди подрастающего поколения и требованием Министерства просвещения об улучшении качества преподавания и борьбы с второгодничеством. В школах работали кружки по изучении биографии Сталина, проводились политинформации, лекции и семинары на темы «О значении революционной теории», «День сталинской конституции», изучался краткий курс истории ВКП(б), учителями проводилась самостоятельная работа по изучению первоисточников марксизма-ленинизма. Одним из средств коммунистического воспитания учащихся было проведение путешествий пионеров и школьников по Калининградской области. Празднование 30-летия ВЛКСМ было отмечено выпусками газет, конкурсами, рисунками, сочинениями, читательскими конференциями, городскими и районными смотрами художественной самодеятельности, спортивными праздниками, торжественными вечерами, пионерскими слетами и сборами пионерских дружин. В 1947-1948 учебном году в период проведения «недели сада» была произведена закладка садов и ягодников, посадка деревьев и кустарников. Каждый учащийся должен был посадить не менее 10 зеленых растений. С 1948г. было организовано ежегодное социалистическое соревнование на лучшую подготовку школ к учебному году. В отчете Отдела Народного образования за 1947-1948 учебный год сказано: «В результате усилий руководства школами со стороны партии и советских организаций, органов народного образования, а также честного и добросовестного отношения к своему делу учителей, школы Калининградской области в 1947-1948 учебном году добились дальнейших успехов в улучшении качества учебной и воспитательной работы, а также повышения идейного теоретического уровня преподавания. Многие учителя дали учащимся глубокие и прочные знания. За успешную работу в 1947-1948 учебном году 10 учителей области награждены Министерством Просвещения значком «отличник народного просвещения». Таким образом, в период становления области в школах проводилась большая учебно-воспитательная работа, которая строилась в соответствии с указаниями партии и правительства.

Развитие педагогической мысли в Калининградской области

Анализ архивных материалов, историко-краеведческой литературы, справочной литературы позволил установить в параграфе 2.1, что в целом система образования Калининградской области с первых дней основания имела мощную динамику развития. Представляется необходимым рассмотреть основные идеи и концепции педагогической науки, лежащих в основе процесса обучения и воспитания.

Проблема содержания образования разрабатывалась советскими учеными на протяжении многих лет на основе сформулированных В.И. Лениным принципов народного образования в соответствии с его учением о коммунистическом воспитании. Такая цель четко обозначила социоцентрический подход к отбору содержания образования и на первый план выдвинула его идеологический характер. В 1950-х гг. в содержании образования особое место занимали проблемы усиления идейно-политической направленности, практической ориентации во всех учебных предметах, воспитывающего обучения.

В 1960-1970-х гг. активно разрабатывается концепция дифференцированного обучения, в основе которой находились специализация и профилизация. В данный период были открыты специализированные классы, спецшколы с углубленным изучением физики и математики, гуманитарных предметов, вычислительной техники,.

В советский период развития системы образования в Калининградской области определяющими для процесса образования и воспитания были идеи коммунистической направленности: патриотизма, национальной гордости, боевой и трудовой славы. В середине 1950-х гг. появляются идеи политехнического обучения. С 1964-1965 гг. доминируют идеи морального кодекса строителя коммунизма, идеи советского патриотизма и социалистического интернационализма.

В советский период (1945-1985 гг.) развития педагогической науки в Калининградской области педагогические исследования проводились на основе личной инициативы в основном в области прикладных проблем в методике, дидактике, школоведении. В данный период центры по подготовке научно-исследовательских кадров находились за пределами области. Так, преподаватели КГУ Т.И. Тамбовкина и Ю.Ф. Тамбовкин занимались изучением и обобщением педагогического опыта творчески работающих учителей (155).

Важно отметить, что в 1980-х гг. в области на протяжении длительного времени проходил социально-педагогический эксперимент, направленный на перестройку управления народным образованием в масштабах области. Эксперимент проводился при активном участии ученых ряда научно-исследовательских институтов, Академии педагогических наук СССР. Основная идея эксперимента — педагогический труд надо оценивать по его конечному результату. Под конечными результатами понималось проявление во взрослой жизни ученика стержневых качеств личности. Разработанные на основании эксперимента критерии для оценки социальной эффективности учебно-воспитательного труда педагогического коллектива представлены в ряде работ Суслиной, Тамбовкиной, Шамардина (155, с. 174).

В постсоветский период (с 1985 г. по настоящее время) наибольшее развитие получили в региональной системе образования Калининградской области такие направления, как система развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова, интенсивные технологии обучения иностранному языку, компьютерные технологии, программа «Развитие» Л.А. Венгера и А.В. Запорожца.

Инновационные процессы в сфере образования положительно влияют на качество образования и воспитания в школе, повышают профессиональный уровень учителей, создают лучшие условия для духовного развития учащихся, позволяют осуществить личностно-ориентированный подход к ним.

В постсоветский период развитие педагогической науки происходит на базе прикладных и фундаментальных научных исследований в различных областях педагогики. Научная работа ведется в основном в научных коллективах в БГА, КГУ, ИПК РО. Новые возможности позволяют решать более значительные педагогические проблемы. К ним можно отнести разработку следующих педагогических концепций: педагогика индивидуальности; формирование учебной деятельности студентов и школьников; формирование экзистенциальной, мотивационной сфер человека; мотивационное обеспечение учебного процесса; вероятностный подход в педагогике; компьютерное обеспечение учебного процесса. Индивидуальность как внутренний психический мир человека рассматривается в трактовке значимости для самого индивида и развития общества. Индивидуальность становится ценностью и приоритетной целью общества. Понимание индивидуальности как отдельного явления, заключающего характеристику психического мира человека, находящегося в диалектическом единстве и взаимосвязи с его личностной характеристикой, развитие которого зависит от природных свойств организма человека и социализации, ставит на одно из первых мест социального формирования целостной индивидуальности человека. Концепция педагогики индивидуальности получает развитие в трудах О.С. Гребенюка, Т.Б. Гребенюк и ряда их учеников и последователей.

Под развитием индивидуальности понимается «развитие всех его сфер: интеллектуальной, мотивационной, волевой, эмоциональной, предметно-практической, саморегуляции и экзистенциальной» (28, с.6). Развитие индивидуальности важно, так как дает человеку самостоятельность, чувство свободы, уверенности в своих силах. «Развитая целостная индивидуальность сама обеспечивает гармонию личного и общественного, личного и индивидуального, духовного и материального. В этом случае человек действительно может реализовать себя, сам выбрать ту или иную идеологию или религию, сам осуществить свою человеческую природу» (28, с Л 8). Человек вслед за И. Кантом рассматривается как педагогическая цель.

В основе концепции лежит идея человековедческой направленности педагогического мышления.

Основная задача образования — создавать условия для получения каждым человеком информации, помочь раскрыть внутренние возможности, и помочь в движении по пути самореализации, уделить внимание его общему развитию — формированию индивидуальности. Идеи данной концепции нашли отражение в научных исследованиях ГГ. Даниленковой, ЕЛ. Матовой, Г.Г. Корсаковой, Н.В. Самсоновой, И.П. Сухачевой, Н.В. Тамарской, Г.С. Хархановой и других ученых.

Потребности становления новой школы отражены в концепции педагогического менеджмента Ю. А. Конаржевским. Отправной точкой концепции является человекоцентрический взгляд на управление школой. Ученый считает, что новая школа должна быть основана всем коллективом и при участии каждого из его членов в процессе развертывания инновационной деятельности. Управление деятельностью, которая начата педагогами осознанно и добровольно, возможно только при актуализации стороны, ориентированной на человека. Методологические основы данной концепции основываются на нескольких закономерностях, ведущими из которых являются демократичность и гуманистичность процесса управления. Реализация перечисленных закономерностей предполагает обязательность решения всеми педагогами индивидуальных задач, которые одновременно являются и общешкольными задачами. Отношение к человеку в процессе управления основывается на некоторых принципах - таких, как доверие и уважение, сотрудничество, индивидуальный подход, общее принятие решений, целостный взгляд на него, повышение квалификации, целевая гармонизация, автономизация управления. В соответствии с данными принципами осуществляется изменение управленческих функций, которые предполагают изменение целей, задач, содержания, структуры технологии. Ю.А. Конаржевский акцентирует внимание на поведенческий аспект, разработку определенных технологий отношения к человеку, которые занимают наиболее важное место в управленческой деятельности. «Весь внут-ришкольный управленческий процесс необходимо сфокусировать на разрешении проблемы качества развития личности» (86, с. 133), которое сосредоточено в каждом педагоге и может совершенствоваться при определенной мотивации.

История Калининградской области

Уникальные исторические памятники

Министерство образования и науки Российской Федерации


Единое окно доступа к образовательным ресурсам